Информация для педагогов

Экологическая тропа

Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропы и организации на ней работы с детьми.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, квесты, геокешинги, конкурсы, викторины, праздники. 

Можно выделить два основных типа экологических троп на территории учреждения дошкольного образования и в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.) Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. Для экологической тропы выбирают различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса, поля), клумбы, отдельно красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, лекарственные растения, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.

Этапы создания экологической тропы

Последовательность действий по созданию тропы может быть следующей:

- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

- составление карт-схемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены карт-схемы разного назначения, к примеру, в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Карт-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;

- выбор вместе с детьми «хозяина» тропы – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;

- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформление в виде альбома (паспорта);

- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек;

- составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений.

В качестве объектов экологической тропы могут быть: различные виды деревьев, в том числе редких (аллеи, отдельно растущие редкие породы, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные или природные); уголок луга; уголок поля; уголок нетронутой природы; муравейники; норки животных; гнездовья птиц; метеостанция; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др. 

Для повышения интереса детей (особенно младшего возраста) к занятиям на тропе педагог вместе с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропы» - сказочного героя (Гномика, Лесовичка и т.п.) Этот персонаж поможет проводить занятия на тропе, его можно изобразить на всех табличках, в том числе на начальной точке маршрута, где он будет «встречать» ребят, и на последней, где он будет «прощаться» с ними. Периодически этот персонаж может «оживать», посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках.

У начала тропы можно укрепить ее план, выполненный на листе пластика. К выбору объектов и оформлению тропы привлеките детей, выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым вы дадите возможность ребятам почувствовать свою причастность к организации тропы, они будут по-особенному относиться к ней, считать своей, проявлять больший интерес к занятиям.

Возле каждого объекта тропы выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые вы составите вместе с детьми во время занятий. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного – в зеленый, пищевого – в синий. Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.

Экологическая тропа на территории учреждения дошкольного образования.

Создавая экологическую тропу на территории учреждения дошкольного образования, следует помнить о том, что это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, очищена и украшена цветами. Иногда многие «лишние» вещи могут послужить отправными точками для интереснейших наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропы вы включаете те объекты, которые уже есть на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками.

Как показывает опыт, эффективнее всего организовать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта учреждения дошкольного образования». Анализируя карт-схему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты.

В качестве видовых точек выберите, прежде всего, деревья и кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ) и «Растения». 

Если участок достаточно большой, на нем можно воссоздать фрагменты разных естественных – природных сообществ, характерных для вашей местности (леса, луга, поля).

Учреждения дошкольного образования традиционно выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности создаются условия для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности и на территории страны. Тем самым вы как бы оформите «Живую Красную книгу».

На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на природные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, вы наглядно покажете детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

Методика по организации работы на экологической тропе.

Методика работы на тропе избирается педагогом самостоятельно в зависимости от дидактических целей и задач, которые стоят перед ним на каждом конкретном этапе. При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дошкольники, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, да еще столь сложного, как экология. Целесообразнее посещать тропу многократно и при каждом посещении работать с одним – двумя объектами. Для обсуждения выбираются вопросы, к решению которых дети подготовлены на предыдущих этапах обучения. Ни в коем случае нельзя задавать все вопросы, которые приведены в разделе «Характеристика объектов». Как видно из текста, они представляют собой не конспект единой беседы, а разные варианты бесед, которые можно организовать возле каждого объекта. Педагог выбирает те, которые соответствуют его замыслам. Все возникающие проблемы необходимо решать в игровой форме: то ли это Незнайка в чем-то запутался, то ли Хозяин природы регулярно присылает письма с вопросами, ответ на которые должны отыскать дети самостоятельно, то ли в группе организован постоянно действующий конкурс «Умников и Умниц», и один-два раза в неделю они соревнуются между собой на тропе в течение 7 – 10 минут. Каждый педагог выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.

Важно соблюдать следующие принципы: не перегружать детей фактическим материалом; не проводить занятия в лекционной форме, когда педагог указывает на объект и рассказывает о нем, а дети молча слушают монолог воспитателя. В этих двух случаях экологические знания усвоены детьми не будут.

Значение совместной деятельности взрослого и детей в процессе экологического воспитания.

Воспитатель дошкольного образования – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической  культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Характерными особенностями совместной деятельности являются:

- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

- понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

- возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

свернуть

Цели и задачи

Цель: создание условий для воспитания основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Задачи:

пробудить интерес к природе, раскрыть универсальную ценность природных объектов;

формировать умения правильного взаимодействия с миром природы, бережного использования природных ресурсов;

развивать стремления и навыки активного участия в охране природы;

воспитывать нравственное, эмоционально-положительное и эстетическое отношение к природе; ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Программные задачи: развивать интерес к объектам и явлениям природы в ближайшем окружении, умение ориентироваться в ярких свойствах объектов и явлений;

формировать: умения замечать, узнавать и называть объекты и явления природы в ближайшем природном окружении;

воспитывать: эмоционально положительную отзывчивость на общение с объектами и явлениями природы ближайшего окружения.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Программные задачи:

развивать восприятие и обследовательские действия для выявления свойств объектов и явлений природы;

формировать умения: выделять существенные признаки растений, животных; устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями природы; ухаживать за растениями цветника, огорода;

воспитывать желание проявлять заботу о растениях, животных.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Программные задачи:

развивать: интерес к объектам и явлениям природы, к характерным проявлениям живой и неживой природы в разные сезоны, к потребностям растений, животных;

формировать: умения устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой и живой природе, между погодой и состоянием растений и животных; применять свойства природных материалов в процессе игр, труда, экспериментирования;

воспитывать: гуманное отношение к природному миру.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Программные задачи:

развивать интерес к скрытым свойствам и качествам объектов и явлений природы; жизненным проявлениям растений и животных;

формировать умения выделять общие свойства объектов и явлений природы; устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы; определять и удовлетворять потребности растений и животных; умения правильного взаимодействия с миром природы, бережного использования природных ресурсов;

воспитывать: нравственное, эмоционально-положительное и эстетическое отношение к природе; ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Старшая группа (от 6 до 7 лет)

Программные задачи:

развивать интерес к особенностям внешнего вида растений и животных разных сред обитания, приспособленным к разным условиям жизни;

формировать умения использовать разные способы моделирования признаков объектов, явлений природы, связей в ней, безопасного поведения в природе;

воспитывать бережливое отношение к природе. 

свернуть

Паспорт экологической тропы

Практические материалы для организации работы с детьми в условиях экологической тропы

поделиться в: