Как рассказать нашим детям о великой войне, какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страданиях молодых людей, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?
В наших силах сохранить главное – высочайшую благодарность павшим героям – память о них. Нам нужно учить помнить и наших детей. Чтобы они, идя по длинной дороге к своему будущему, умели останавливаться, оборачиваться в пути. Чтобы в их душах и сердцах всегда оставалось место почтению.
ПЕРВЫЙ СПОСОБ - говорите об этом с ребенком!
ВТОРОЙ СПОСОБ – просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка: нельзя смотреть всё подряд. Ребенок или подросток, просматривая фильмы-«боевики», будет обращать внимание на боевые приемы, оружие, спецэффекты – на что угодно, кроме главного. Вы не сможете донести до него всей сути, сформировать верное представление о войне и людях, уходивших на нее. Ребенок посмотрит, восхитится и забудет. Что мы посеем этим в детских душах? Только агрессивность. Поэтому идеальными для просмотра все же остаются старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу, прекрасно раскрывают характер людей, отдавших свою жизнь за спасение Родины. Этому способствуют такие фильмы, как «В бой идут одни старики», «Офицеры», «А зори здесь тихие…», «Журавли». Из современных фильмов очень поучительны и удачны «Мы из будущего», «Звезда». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.
ТРЕТИЙ СПОСОБ – общение с ветеранами. Вам несказанно повезло, если среди ваших родственников, друзей и знакомых есть люди, стоявшие с войной на одной ступени. Ребенку всегда интереснее слушать рассказы очевидцев. К тому же зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.
ЧЕТВЕРТЫЙ СПОСОБ – расскажите о ваших предках, воевавших на войне, поведайте истории высочайшего героизма солдат, в красках опишите, как плакали матери и жены, провожая мужей и сыновей на войну. Ради такого случая можно найти информацию в интернете. Герои, живущие в веках, всегда будут интересны ребенку, особенно мальчикам. Ведь кто как не они мечтают о боевых подвигах! Главное – преподнести это с нужной стороны. Также можно найти несколько книг, которые передают атмосферу тех далеких дней, почитать стихи о чувствах фронтовиков о Родине, о подвиге, о чувстве долга.
ПЯТЫЙ СПОСОБ – делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Ребенку легче будет понять сверстника, он для них ближе. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сегодня называют героями, в то время были обычными ребятами, с обычными интересами и желаниями.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ
В БЕСЕДАХ О ВОЙНЕ:
1. Не пытайтесь «вылить» на ребенка сразу всю возможную информацию: она должна быть строго дозированной в зависимости от его возраста и подготовленности. По мере взросления малыша вы сможете рассказать ему больше.
2. Очень важна умеренность в описании ужасов войны. Не стоит подробно расписывать детсадовцам, что творилось в концлагерях или в блокадном Ленинграде. Тем самым вы только дадите повод для ночных кошмаров. А вот подростку уже можно и нужно знать о дневнике Тани Савичевой и подвиге молодогвардейцев.
3. Не стоит лгать. Вполне возможны вопросы, в особенности от детей постарше, почему фашистские войска так легко прошли вглубь нашей страны и даже едва не захватили Москву. Придется поговорить с ребенком и о том, что творилось в те годы в Советском Союзе, и почему армия оказалась не подготовлена к войне.
4. Будьте готовы к нелицеприятным вопросам. Возможно, ваш подросток захочет понять, почему по улицам нашей страны, победившей фашизм, маршируют коротко остриженные парни со свастикой на рукаве. Наверное, честнее всего будет сказать, что это – просто агрессивные дураки, которые совершенно не знают истории. И потому не понимают, что не победи наш народ Гитлера, они могли бы вовсе не родиться на свет. Ведь Гитлер считал всех тех, кто не ариец, людьми десятого сорта. В том числе и славян. А потому и их дедушек-бабушек могли бы запросто уничтожить, и они сами никогда не родились бы.
5. Настройтесь на эмоциональную искренность. Признайтесь ребенку, что вам нелегко рассказывать о войне и что это вообще сложная тема. Но вы постараетесь объяснить все правильно… А признание мужественного папы в том, что он боится войны, и совсем ее не хочет, произведет гораздо больший эффект, чем все «воспитательные речи» вместе взятые.